Потерянная Луна

Потерянная Луна

Вадим Ростов; Секретные исследования #7 2000г.
Продолжение.

Катастрофы

Трудности подстерегали и американцев. Астронавты Гриссом, Уайт и Чаффи погибли в ходе испытаний «Аполлона» 27 января 1967 года. Хотя в целом американская программа продвигалась белее успешно, чем советская (а 1967-1969 годы для нас особенно полны катастрофами, ибо конструкторы работали под прессом гонки по 18 часов в сутки), американцы все равно испытывали то же давление гонки и все время опасались, что русские их обгонят. Настоящую панику в НАСА вызвал в сентябре 1968 года полет автоматического «Зонда-5» к Луне, на котором испытывался советский лунный модуль. Обсерватории НАСА, следившие за полетом, услышали, как с «Зонда-5», с орбиты Луны, с Землей говорит на русском языке голос советского космонавта. «Лунная гонка проиграна, советские космонавты летают вокруг Луны!» — эта жуткая новость была тотчас передана президенту США. Однако позже выяснилось, что это был просто советский эксперимент с трансляцией записанного на пленку голоса, проводившийся для тестирования систем связи. Американцы вздохнули с облегчением, хотя успешные полеты серии «Зонд» свидетельствовали о продвижении СССР в испытаниях лунных модулей — и это вызывало у американцев большую тревогу. Полет «Зонда-5» прошел в целом успешно, хотя из-за ошибки оператора посадка произошла в Индийском океане. Судно ВМФ СССР на следующий день подобрало капсулу и отвезло ее в Союз. На борту «Зонда-5» проводились биологические эксперименты с черепахами и мухами, цель которых была выяснить возможное негативное влияние открытого космоса на космонавтов, летящих к Луне. Но это были наши последние успехи. Уже у «Зонда-6», запущенного в ноябре, была масса роковых отказов: из-за неисправностей резиновой прокладки произошла разгерметизация, и все живое на борту погибло, была неправильно осуществлена посадка, парашют вышел слишком рано, и корабль разбился о землю. Интересно, что в официальном сообщении полет был назван успешным — из политических соображений.

Первая готовая к полету «Н-1» была установлена на Байконуре еще 7 мая 1968 года, но была снята для ремонта трещины, обнаруженной в первой ступени.

Старт H-1

За два дня до старта «Н-1», 19 февраля 1969 года, стартовала ракета «УР-500» с луноходом «Е-8» (тем самым знаменитым луноходом, известным каждому, и это была не первая попытка его запуска на Луну), который должен был передавать с Луны на Землю телевизионное изображение лунной поверхности. Ракета взорвалась на сороковой секунде после старта. Первоначально луноходы предназначались и планировались как аппараты, которые только обеспечивали бы выбор места посадки пилотируемых лунных модулей (исходя из требований «ЛК» садиться только на ровную площадь) — других принципиально особых задач перед луноходами не ставилось. Луноход должен был быть маяком для корабля Леонова. СССР после провала лунной миссии, успешно посадив на Луну луноход в 1970 году, всячески подчеркивал «эпохальную» роль лунохода в космонавтике (другого не было, чем гордиться), хотя никогда не упоминал истинную миссию лунохода, вторичную и вспомогательную — быть элементом в нашей лунной пилотируемой программе. При этом никогда не упоминалось, что в течение не-скольких лет, за- долго до 1970 года, около десятка pa- кет с луноходами взорвались на старте или промахивались мимо Луны. Удачная посадка лунохода на Луну в 1970 году — уникальное исключение из многолетнего ряда катастроф. И — в предоставленном для советской и мировой общественности виде — грустная до слез пародия на лунный проект, который не удался почти во всем. 21 февраля 1969 года ракета «Н-1» (с серийным номером «ЗЛ») стала первой запущенной ракетой из класса гигантских «Н-1» (аналог «Сатурна-V»; наши носители «Протон» до появления «Энергии» были у нас самыми мощными, хотя по мощности в 10 раз уступали американскому лунному «Сатурну» Вернера фон Брауна, создателя ракеты «Фау-2», увезенного американцами из поверженного Третьего Рейха; позже наш носитель «Энергия» стал самым мощным носителем в мире, на 30% мощнее «Сатурна», но это произошло почти через 30 лет и тогда, когда США больше не запускали таких мощных носителей — и не запускают их и сегодня, а вот тогда, в конце 60-х годов, «Н-1» должна была стать «сестрой» «Сатурна»). Космонавты Леонов и Макаров, которые готовились к полету на Луну, передали в Политбюро письмо, в котором просили разрешить им лететь (хотя этот запуск планировался автоматическим), и ждали ответа на Байконуре, готовые к полету. Но разрешения из Политбюро так и не поступило. Что и спасло жизни наших космонавтов. Запуск окончился катастро-фой. Неполадки в дви- гателях вызвали утечку топлива и пожар, был дан неправильный сигнал системой управления, работа двигателей была остановлена на 68,7 секунде полета, а система безопасности уничтожила ракету через 1,3 секунды. Были обнаружены сбои и в других системах ракеты. Интересно, что английская разведка обнаружила этот неудачный запуск, но технические средства ЦРУ по каким-то причинам упустили его, и американцы не поверили информации английской разведки.

Главной причиной неудачи конструкторы посчитали то, что в ракете возникли температуры и вибрации от 30 двигателей первой ступени, значительно превышавшие ожидаемые. Следующая гигантская ракета, «5Л», имела соответствующие изменения в своей конструкции. Она была запущена 3 июля 1969 года (до этого неудачами закончились упрямые запуски к Луне новых ракет с луноходами в апреле и июне). 3 июля — это за две недели до старта «Аполло-11», долетевшего до Луны и высадившего там американских астронавтов. Советские конструкторы до последнего момента надеялись, что неудачи или катастрофы в американском проекте, который в СССР считали крайне рискованным, не дадут американцам высадиться на Луне раньше нас. По крайней мере, эти предположения исходили из наших постоянных неудач. И этот, второй запуск советской лунной ракеты тоже окончился катастрофой.

«5Л» стала разрушаться уже на 9-ой секунде полета, на высоте 200 метров, когда кислородный насос 8-го двигателя замусорился и взорвался. Огонь поднялся по ракете, сработали аварийные системы, тяга упала, и ракета стала крениться и падать. Включились двигатели лунного корабля, что привело к взрыву невероятной силы. В результате гигантский взрыв полностью уничтожил площадку №2 космодрома, пострадала площадка №1 и даже макет ракеты «Н-1», находившийся в 500-х метрах. ЦРУ быстро обнаружило последствия катастрофы, изучая снимки Байконура, полученные со спутников-шпионов. Согласно ряду источников, после катастрофы пусковую установку восстанавливали три года. Расследование этой аварии привело к созданию более надежных систем, но они появились только через два года. Лунная гонка была проиграна. ОКБ-1 уже не ставил перед собой цель высадиться на Луну — это был пройденный этап, это не могло являться чем-то политически значимым. Теперь перед «Н-1» ставилась новая задача: установить на Луне лунную базу—«ЛЭК», лунный экспедиционный комплекс. Если первой и ближайшей задачей было создание на Луне станции, то в качестве второй, перспективной задачи «Н-1» ставился пилотируемый полет на Марс и Венеру в 1970-х годах. Новые задачи проекта вызвали и многие изменения в конструкции «Н-1».

Параллельно бюро Челомея предложило, используя элементы лунной программы «ЛК-1», проект большого космического корабля «ТКС» с новой ядерной I верхней ступенью для пилотируемого полета на Марс в ближайшие годы. Мишин предложил аналогичный проект для полета на Марс в начале 90-х годов. Марсианская миссия «МК-900», была, однако, отменена в 1971 году, но программа «Апмаз/ТКС», в конечном счете, объединилась в 1970 году с программой «Союз» и стала базой для программы невоенной станции «Салют», которая доминировала в советской космонавтике в 1980-х годах.

Только «ЗЛ» и «5Л» несли лунные орбитальные комплексы (разумеется, без пилотов, но предназначенные для пилотируемого полета) и имели цель вывести их на орбиту Луны. «6Л» и «7Л» уже не имели задачи достигнуть лунной орбиты, они должны были доставить орбитальные станции на орбиту Земли.

24 сентября 1969 года на Байконуре была установлена еще одна «Н-1». Неизвестно, была ли это модель или тестировалась ракета «6Л», но не прошла предполетных испытаний. Впервые эта ракета была полностью окрашена в свой легендарный белоснежный цвет, ставший «визитной карточкой» советских лунных суперракет. Все последующие «Н-1» также окрашивались белой краской: конструкторы считали, что нагрев корпуса ракеты на солнце (до 60 градусов Цельсия в топливных отсеках) мог являться главной причиной аварий. Заметим, именно это и погубило «Челленджер», простоявший из-за отсрочек на космодроме много лишних дней и перегревшийся на солнце.

18 мая 1970 года разведывательные спутники США обнаружили на космодроме Байконур другую «Н-1», установленную и готовую к запуску. Ракета оставалось там до 4 июня. Запуск снова не состоялся.

27 июня 1971 года была запущена ракета «Н-1» с серийным номером «6Л». Это была значительно улучшенная модификация «Н-1». В насосы двигательной установки были поставлены специальные фильтры, была несколько изменена форма корпуса, изменены системы вентиляции и охлаждения. Как и в 1969 году, вся ракета была белоснежно белой.

Но и этот запуск окончился катастрофой. На 50,2 секунде полета отказала система управления, секундой позже ракета была взорвана системой самоуничтожения. Тем не менее, двигатели функционировали хорошо вплоть до уничтожения ракеты. Хотя запуск окончился неудачей, технические трудности проекта постепенно решались одна за другой.

Во второй половине 1972 и первой половине 1973 года конструкторские бюро начали техническую разработку мульти-модупьного орбитального комплекса (МОК). Предполагалось вывести на орбиту огромные орбитальные статьи, работа которых обеспечивалась бы с помощью полетов «Н-1».

23 ноября 1972 года была запущена «Н-1» с серийным номером «7Л», значительно измененная с учетом предыдущих неудач. Этот запуск оказался почти удачным. Ракета поднялась в небо, двигатели проработали 106,93 секунды, а до завершения работы первой ступени оставалось всего семь секунд.

В этот момент из-за сбоя, вызванного несовершенной системой управления двигателями, произошло отключение шести двигателей, что привело к разрыву топливных магистралей и взрыву двигателя 4. Ракета была уничтожена системой безопасности прежде, чем отделилась первая ступень и могла бы начать функционирование вторая ступень ракеты.

Несмотря на неудачи и все сокращающееся финансирование проекта, работа над «Н-1» продолжалась. Бюро Кузнецова разработало и испытало новую серию двигателей. Следующая ракета, «8Л», была первой, использовавшей эту новую модернизированную серию двигателей НК-ЗЗ/НК-39. Запуск «8Л» планировался в четвертой четверти 1974 года. Ожидалось, что на этот раз никаких сбоев больше не будет. Уверенность в этом базировалась на анализе огромного количества телеметрических данных, полученных в ходе полета "7Л".

Потерянная Луна

Но в мае 1974 года программа «Н-1/Л-3» была отменена. Мишин был снят с должности руководителя ОКБ-1. Новая организация, НПО «Энергия», объединила ОКБ-1 и ОКБ-456, а руководителем был назначен старый враг Королева Глушко, по вине которого Королев в 30-ч годах попал в сталинские лагеря.

Две полностью собранные и готовые к полету лунные ракеты «8Л» и «9Л» были разобраны, а вместе с ними разобраны и остальные разработанные в ходе проекта конструкции.

Итог: 3,6 миллиарда рублей, потраченных на лунную программу «Н-1/Л-3», оказались потрачены во многом впустую, ибо целей проекта достигнуто не было, хотя, бесспорно, опыт и знания, по-лученные конструкторами, пригодились в ходе других космических проектов. Но этот проект был самым главным и самым емким в истории нашей космонавтики.

Советский Союз проиграл лунную гонку, начав ее на три года позже США и финансируя ее лишь на 1/6 от американских затрат на лунный проет.

Все участники проекта «Н-1/Л-3» чувствовали, что они, наконец, были в нескольких месяцах от его успешного завершения. Советские космонавты обязательно высадились бы на Луне и сделали там свои долговременные базы в 1974 году. Однако советское руководство приняло решение закрыть проект, и это было именно политическое решение, истинная подоплека которого до сих пор покрыта мраком тайны. (Обычно звучит такая фраза: Брежнев под влиянием военных закрыл программу. Хотя это мало что объясняет.)

Среди прочих причин, до сих пор неизвестных общественности, есть и очевидная: появившаяся тогда американская программа «Спейс Шаттл» требовала срочного советского ответа, причем в военной плоскости проекта.

После отказа от лунного проекта «Н-1/Л-I 3», главного и самого дорогостоящего космического проекта СССР, подчинившего себе все остальные проекты, Глушко начал разработку ракеты «Вулкан», имевшей совершенно новую конфигурацию и новые двигатели. 17 февраля 1976 года было принято решение модифицировать «Вулкан» в носитель «Энергия», способный выводить на орбиту советский космический челнок «Буран».

Прошло тринадцать лет, и было потрачено 14,5 миллиардов рублей до того момента, как стартовала «Энергия». И этот проект был тоже закрыт — теперь уже из-за развала Советского Союза.

Наша Вавилонская башня

Интересно, что лунная ракета «Н-1» до сих пор жива. По крайней мере, некоторые ее части все еще могут летать и способны лететь к Луне. 150 двигателей НК-33, НК-39 и НК-43, построенных в бюро Кузнецова, тайно хранились в ангарах, несмотря на закрытие программы и суровый надзор властей. Часть их была продана в США через 22 года после своего создания и слетала-таки в космос — правда, уже в рамках американских космических программ.

Что касается самой ракеты «Н-1» — этого чуда, этого величайшего достижения человечества, призванного доставить человека на Луну и Марс, то ее корпус сегодня может увидеть каждый. Правда, она, самая красивая ракета из всех, созданных руками человека, хранится не в музее. Хотя должма быть именно в музее, ибо является памятником краха человеческих надежд о Луне и Марсе и развалена Богом на куски так же, как была развалена Вавилонская башня, с помощью которой люди хотели добраться до Неба.

Огромная ракета разобрана на сегменты, и ее белоснежные части лежат в частных огородах возле космодрома. Там, а этих отсеках, малоимущие местные жители устроили погреба и сараи, где хранят свою картошку и соленую капусту. Вряд ли где-нибудь и когда-нибудь а мире были или еще будут сараи со столь дорогими стенами, буквально золотыми - стоимостью в миллиарды долларов.

* * *

Вся наша космонавтика — Вавилонская башня, почти поднявшаяся до Неба и коснувшаяся Чуда, Чудом и являясь, но рухнувшая под своей непомерной тяжестью. Точно так, как обрушилась судьба нашего Отечества, такого же вавилонского Чуда. Сегодня кажется, что нам чуть-чуть не хватило до того, чтобы на пыльных тропинках далеких планет остались наши следы. Но на самом деле мы с самого начала, в самой сути что-то делали не так, как нужно, и были обречены.

Пишу это с болью в сердце и с неутолимой печалью о нашей несбывшейся самой светлой, космической Мечте...

И еще. Была расхожей одно время фраза, что русский выучил бы только за то, что на нем говорил нерусский Ленин. Так вот я русский выучил бы только за то, есть русская «Н-1», легенда космонавтики Человечества и воплощение самой далекой, до Марса, мечты всех народов и всех эпох Человеческой Цивилизации.

В начало | Оглавление | На главную
Hosted by uCoz