Потерянная Луна

Потерянная Луна

Вадим Ростов; Секретные исследования #7 2000г.

То, о чем рассказывается в статье, долгое время было засекречено и известно только в среде советских конструкторов ракет, а могое (несмотря на ряд публикаций в нашей прессе о советском лунном проекте) впервые сообщается читателю.

Ракета "Н-1", создававшаяся в СССР в 1960-х годах, самая красивая ракета в истории мировой космонавтики, имевшая высоту в 30-этажный дом, массу почти 2700 тонн и стоимость 600 миллионов долларов каждая, должна была стать советскм аналогом носителя "Сатун-V". Серия "Н" должнабыла доставить советских космонавтов на Луну и использоваться при запусках огромных военных орбитальных станций. Однако, по сравнению с американским "Сатурном", проект был начат поздно, финансировался в гораздо меньшей степени, чем американский, и, к тому же, помехой являлись постоянные политические и технические распри, конкуренция между главными разработчикамии - королевым, Глушко и Челомеем. Кроме того, у советских проектов никогда не было долгосрочных целей с ясной перспективой.

Конечный результат: четыре неудачных запуска и отказ от проекта через пять лет после посадкки "Аполлона" на Луну. В итоге советский космонавт так и не ступил на поверхность Луны. Мало того - Советский Союз даже отвергал долгое время, что этот огромный, фантастический проект вообще когда-либо существовал (впервые это было признано в публикации газеты "Известия" 18 августа 1989 года).

Согласно иностранным источникам (на основе которых и была написана эта статья), СССР на лунный проект "Н-1" потратил около 4 миллиардов долларов, которые сегодня равны премерно 40-50 миллиардам доллоров США. Были ли эти неслыханно большие деньги потрачены впустую? И не лунная ли гонка подорвала здоровье СССР?

Полет на марс и звездный линкор Хрущева

Еще до "Н-1"(название класса ракет "Н" означает "носитель") в СССР разрабатывались мощные ракеты для вывода больших объемов груза на орбиту, и эти проекты использовали ядерную тягу. В ОКБ-1 Королев начал работу над этими ядерными носителями 30 июня 1958 года. В ОКБ-456 и ОКБ-670 были разработаны два двигателя с ядерными реакторами, в которых достигалась температура 3000 градусов по Кельвину. Топливо нагревалось в реакторе и, сгорая, выбрасывалось через четыре сопла. Эти двигатели использовались в трех проектах ракет, которые разрабатывало ОКБ-1 Королева. Ракеты должны были выводить на орбиту груз весом от 35 до 40 тонн.

Очевидно, что испытания такой ракеты с ядерным реактором должны были иметь катастрофические последствия для экологии планеты. Интересно, что существование такого проекта упоминалось американским шпионом Олегом Пеньковским в 1961 году, но западные эксперты тогда посчитали подобные проекты абсурдными - пока это не подтвердила сама ракетно-космическая корпорация "Энергия" в 1996 году. Кстати, примерно в то же время (в конце 50-х годов) в советском ВПК был разработан проект стратегического бомбардировщика с ядерным двигателем - от него пришлось отказаться по той же причине: это был летающий Чернобыль.

Макеты советских ракет в полный размер в период выбора проекта

После этих проектов и появился проект "суперракеты", ставший прототипом "Н-1". Первая и вторая ступени были исполнены в конической форме, позже принятой и для "Н-1". Первая ступень использовала огром-ное количество разработанных в бюро Н.Д. Кузнецова (создавшем двигатели для Ту-144) двигателей "НК-9", каждый с тягой 52 тонны. И только вторая ступень использовала четыре ядерных двигателя с общей тягой 850 тонн (ядерные выбросы оставались в этом случае в космосе, вне атмосферы Земли).

Работа над ядерными двигателями шла до конца 1959 года, когда стало очевидно, что обычные химические двигатели могли бы обеспечить почти эквивалентное достижение конструкторских целей с большей безопасностью и с куда меньшим риском для окружающей среды.

До объявления американцами своей программы "Аполлон" и началом лунной гонки Королев планировал полет советских космонавтов вовсе не на Луну, а на Марс и после него - на Венеру. Там должна была ступить нога советского космонавта. Луна СССР не интересовала.

Огромные размеры ракеты исходили из требования полета пилотируемого корабля на Марс. Указом от 23 июня 1960 года советское правительство поставило задачу создания химических ракет массой от 1000 до 2000 тонн, способных вынести на орбиту груз массой от 60 до 80 тонн. Указ от 13 мая 1961 года впервые особо определил создание носителя "Н-1" и ставил задачу осуществить первый запуск в 1965 году. В окончательном виде марсианский, а позже ленный проект СССР оформился как супермасштабный государственный проект 16 апреля 1962 года.

Размеры ракеты "Н-1" означали, что она должна была создаваться прямо в космодроме. В США на мыс Канаверал носители "Сатурн", имев-шие размеры "Н-1", доставлялись бар-жами с заводов-производителей. Такой возможности не существовало для Байконура, расположенного в сухих степях Казахстана. Байконур считался единственным приемлемым местом для космодрома из-за особенностей географии Советского Союза и потребности в соседних сравнительно ненаселенных областях, которые не пострадают от падений начальных ступеней ракет.

В отличие от НАСА, советские конструкторские бюро не работали над одним общим проектом, а разрабатывали несколько альтернативных проектов. Это, как считают сегодня эксперты, в значительной степени определило неудачу советского лунного проекта. Средства и силы, и без того в несколько раз меньшие, чем в США, были не аккумулированы и направлены на решение главной задачи, а были разоб-щены и распылены. Бюро конкури-ровали друг с другом, и эта конкуренция часто переходила в конфрон-тацию и распри, что пагубно сказывалось на осуществлении проекта. Наконец, сами цели проекта многократно менялись.

Альтернативные разработки конструкторских бюро были рассмотрены государственной экспертной комиссией, возглавляемой Келдышем, в июле 1962 года. В августе результаты работы комиссии обсуждались между Хрущевым и конструкторами в Пицунде (Абхазия). Хрущев поставил в качестве первой цели проекта вывод на низкую орбиту вокруг Земли огромной военной пилотируемой орбитальной станции с тонной ядерного оружия.

Королеву было указано немедленно разработать трехступенчатую "Н-1" для вывода на орбиту 75 тонн груза и начать работу над военной орбитальной станцией "ОС-1". Бюро Янгеля, Челомея и Глушко получили соответствующие задания. Хрущев был озабочен в большей степени, чем высадкой советских космонавтов на Марсе или Венере, созданием большой военной орбитальной станции, пилотируемой несколькими космонавтами и имеющей ядерные ракеты, нацеленные на США. Эта станция должна была оборачиваться вокруг Земли со скоростью 24 часа, то есть висеть над одной точкой - над Вашингтоном и Нью-Йорком, постоянно угрожая им из космоса. "Американцы, - говорил Хрущев, - должны, ложась спать, каждую ночь помнить и трястись от страха, что над их головами, в их небе, в каких-то нескольких десятках километров, висит их смерть. Висят ядерные ракеты, способные уничтожить их так быстро, что они не успеют даже поднять глаза к небу".

Станция "ОС-1" имела название "Звезда"; в США этот проект действительно внушал ужас, эту орбитальную станцию американцы называли и называют сегодня "Звездный линкор Хрущева". Заметим, в ответ на этот проект США разрабатывали проект Вернера фон Брауна - проект столь же гигантской орбитальной станции в форме бублика и с искусственной гравитацией; станция была вооружена ядерными ракетами.

Звездный линкор Хрущева "ОС-1" так и не побывал в космосе, а в бюро Королева долго хранился макет станции в натуральную величину - длиной в 18,5 метров. Зато программа "Союз", создававшаяся изначально именно для доставки космонавтов на "ОС-1", была осуществлена, и ее история известна сегодня всем.

Конструкция "Н-1" Цель - Луна

Дальнейшее развитие проекта "Н-1", ведущего проекта советской космонавтики, которому подчинялись или к которому пристраивались все остальные космические проекты, было оформлено указом от 24 сентября 1962 года. Запуск "Н-1" планировался на 1965 год. Цель - военная орбитальная станция, а в близкой перспективе - пилотируемые полеты на Марс и Венеру.

И только третьего августа 1964 года СССР включился в лунную гонку - до этого пилотируемого полета наших космонавтов наЛуну не планировалось. Хрущев под влиянием Кеннеди увлекся лунной мечтой и полагал, что советская Луна станет мощным символом для пропаганды идей коммунизма. Особое постановление ЦК КПСС впервые установило цель для ОКБ-1: отправить одного космонавта на Луну и благополучно вернуть его на Землю - раньше американцев (Кеннеди поставил перед США такую цель еще три года назад, в апреле 1961 года). Эта цель требовала мобилизации больших промышленных ресурсов. Была поставлена задача создания лунного модуля. Советский лунный модуль и американский "Аполлон" использовали тот же метод стыковки на лунной орбите. Одноместная лунная кабина ("ЛК") должна была служить для посадки космонавта на Луну,лунный орбитальный корабль ("ЛОК" - капсула-матка "Союз") должен был обеспечить возвращение на Землю через три дня. "Н-1" стала ракетой с четырьмя ступенями.

Программа предусматривала, что первый полет "Н-1/Л-З" ("Л-3" - это лунный модуль) к Луне будет автоматическим, где наместо предполагаемой пилотируемой посадки опустится автомат, и только второй полет будет пилотироваться космонавтом.

Один из инженеров позже вспоминал, что эта программа "висела на грани научной фантастики". 26 двигателей должны были устанавливаться на первой ступени ракеты, что неминуемо вызывало серьезные опасения в ее надежности. Проект также предусматривал запуски других ракет, участвующих в миссии (содержание этих "дополняющих запусков" позже с модификацией проекта менялось), и предусматривал серию невероятно сложных стыковок на орбитах Земли и Луны, причем любая ошибка на любом этапе означала крах всей миссии. Однако Королев считал, что все проблемы будут решены. Возможно, это его решение и было роковым во всей лунной программе.

Сравнение американского 
							и советского лунных модулей

Было запланировано осуществить первый запуск "Н-1" в первой четверти 1966 года, затем осуществить первые посадки на Луну в 1967 и 1968 годах, что опережало срок, на который ориентировались американцы - 1969 год. В идеальном варианте миссию приурочивали к октябрю 1967 года, 50-й годовщине Большевистской Революции.

Согласно советской лунной программе, должно было состояться 12 автоматических полетов и 10 пилотируемых полетов с выходом на поверхность Луны.

13 октября 1964 года, в то время, когда на орбите летал "Восход-1", в СССР сменил ось политическое руководство. Хрущев был отстранен отдел, власть в стране перешла группе Брежнева. Это немедленно сказалось на лунном проекте. Опальным стало бюро Челомея, где работал сын Хрущева. Были отмены такие одиозные проекты, как космический челнок Челомея и гигантская станция "ОС-1" "Звезда" ("Battlestar Khrushchev", как ее называли американцы); проект "ОС-1" заменил реализованный позже проект военной космической станции "Алмаз". Задания бюро Челомея были переданы другим бюро. В связи с этим изменилась и сама концепция лунного проекта. Королев, враждовавший с Челомеем, праздновал победу, не - осознавая, что это одновременно было поражением для всего лунного проекта. Как раз в это критическое для проекта время Королев узнал, было поражением для всего лунного проекта. Как раз в это критическое для проекта время Королев узнал, что смертельно болен раком.

Лунные модули США и СССР

14 января 1966 года Королев умер в Москве во время хирургической операции. Он держал свою болезнь в тайне от коллег, и его смерть в 56 лет стала потрясением для всей советской космической отрасли. Это было последним и главным ударом лунному проекту, от которого проект так и не смог никогда оправиться. Преемник Королева, Мишин, не был столь решительной личностью и не обладал уникальным сплавом умений руководителя-политика, каким обладал Главный Конструктор. Королев был легендарным руководителем, и с его смертью вся сложная система управления работами конструкторских бюро была безвозвратно разрушена.

Но проект продолжался. В феврале 1966 года Мишин обнаружил, что из-за технологических трудностей проект требует не 75 тонн выводимого на орбиту груза, а 95 тонн. Конструкция ракеты была изменена. Среди прочего был уменьшен угол вхождения на орбиту Земли с 65 градусов до 52, уменьшена высота лунной орбиты с 300 км до 220, увеличена мощность двигателей и их количество. Результатом этих мер должно было быть увеличение массы стартующей ракеты до 2800 тонн и массы выводимого на орбиту груза до 95 тонн. К 27 апреля 1966 года были закончены работы по лунному модулю, было создано 10 готовых к полету капсул "ЛК-1". Были также разработаны "лунные вездеходы" для поездок космонавта по поверхности Луны.

"Лунная кабина" Леонова, в которой 
							он должен был опуститься на Луну.

Параллельно, после многолетней череды неудач, удалось, наконец, осуществить первую мягкую посадку на Луну автоматической станции серии "Луна". Через две недели после смерти Королева "Луна-9" мягко прилунилась и успела передать на Землю 8 снимков лунной поверхности прежде, чем 6 февраля сели ее батареи. Через два месяца "Луна-10" стала первым искусственным спутником Луны и транслировала оттуда "Интернационал" делегатам съезда КПСС (который впервые проходил под руководством Брежнева).

16 ноября 1966 года комиссия под руководством Мстислава Келдыша снова инспектировала проект. Комиссия нашла "Н-1" недостаточно мощной, и ракете были добавлены еще 4 двигателя первой ступени (теперь их стало 30), что позволило увеличить массу выводимого в кос-мос груза до 98 тонн.

В ноябре 1966 года на Байконуре началось строительство ракеты. Первый запуск теперь планировали на март 1968 года.

Несмотря на перенос сроков проекта, все равно космонавт СССР должен был ступить на Луну раньше американцев - в 1968 году. На 1967 год планировались полетные испытания. Испытания лунного модуля планировались на носителе "Протон" в июне 1967 года.

10 марта 1967 года "Космос-146" тестировал ступень блока Д лунной ракеты и лунный космический корабль. Испытания в целом оказались удачными. Этот и другие успешные запуски создали у конструкторов ложное впечатление, что проект развивается успешно. Но впереди были тысячи неудач. Они начались уже с запуска "Космоса-154", в котором отказали тестировавшиеся двигатели транслунной ступени.

Одновременно проводилась подготовка космонавтов для полета на Луну - на лунном корабле "Л-3". В октябре 1965 года были отобраны 23 военных летчиков-космонавтов и инженеров-космонавтов из ОКБ-1, готовившихся одновременно для полета на "Союзе" и "Л-3". Лететь на Луну должен был Алексей Леонов (который был первым человеком, вышедшим в открытый космос 18 марта 1965 года на корабле "Восход-2"). Во время посадки на Луну, длившейся 25 секунд, он должен был стоя у пульта (не сидя в кресле) смотреть на Луну в маленькое оконце и в течение последних трех секунд принимать решение: сажать модуль или нет. Топлива для маневров не было, поэтому вся судьба лунной экспедиции должна была решаться в эти три секунды.

Ракета "Н-1" с серийным именем "ЗЛ". старт на Луну "Н-1" с серийным 
  								именем "ЗЛ" 21 февраля 1969 года.

Скафандр "Кречет", созданный специально для высадки на Луну Леонова, имел вес 90 кг (по другим источникам - 105 кг) при весе космонавта 75 кг и был, по сути, миниатюрным космическим кораблем с запасом работы 10-12 часов. Отражатель на шлеме был сделан из чистого золота. Сегодня один этот скафандр стоит столько, сколько стоит современный истребитель.

15 января 1969 года на "Союзе-5" (Борис Волынов, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев) Хрунов и Елисеев тестировали новые лунные скафандры во время выхода в открытый космос.

Вторым членом лунной экспедиции должен был быть Олег Макаров, пилот "ЛОК" - лунного орбитального корабля. Во время спуска Леонова на Луну он должен был находиться на лунной орбите. Два часа Макаров и Леонов должны были готовиться на лунной орбите к спуску на Луну, четыре часа отводилось на посадку Леонова на Луну, прогулку по Луне на расстоянии 300 - 500 метров от лунной кабины и возврат на орбиту, и еше полчаса давалось в резерв.

Продолжение | Оглавление | На главную

Конкурент "Н-1", более надежная, более дешевая и более мощная ракета "УР-700" Челомея с лунным кораблем "ЛК-700". Разработка этого проекта начиналась параллельно с разработкой программы "Протон" ("УР-500"), но первое официальное предложение проекта бюро Челомея представило только в 1966 году, когда начали летать "Протоны". Поскольку "Н-1" уже была в то время в разработке, разрешение и ассигнования были даны только для фазы рабочего проекта. В конце этой фазы, который совпал с неудачами "Н-1", проект был остановлен. Бюро Челомея попало в немилость у Брежнева (сын Хрущева Сергей работал в этом бюро), во многом по этим политическим причинам разработки бюро отвергались тогдашним руководством Союза. Позже Челомей предлагал версию "УР-700М" для пилотируемого полета на Марс. Это было бы обеспечено установкой на четвертой ступени построенного на основе "РД-410" ядерного двигателя ракеты, который позже тестировался "Энергомашем". Предполагаемая длина "УР-700" с космическим кораблем лунной и марсианской посадки "ЛК-700" - 75 метров, что на полтора метра меньше "Н-1". Челомей был уверен, что если бы для лунной программы была выбрана не "Н-1", а его "УР-700", СССР выиграл бы лунную гонку с США. Сегодня многие специалисты в истории космонавтики соглашаются с этим мнением.

Hosted by uCoz